Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация на сайте:
43
Статус: Offline
|
В первом номере газеты "Трибуна" от 3 января 2014 г. была напечатана статья Анастаса Георгиевича Кичика а книге " Дебальцево. Взгляд сквозь годы". Привожу её полностью. Под облаками Донецкого кряжа. Бесчисленным множеством населённых пунктов и городов покрыта планета. У каждого из них своя, не похожая на другие, биография. И Дебальцево, расположенный на вершине Донецкого кряжа, имеющий своё прошлое и настоящее со своей спецификой и оттенками, представлен в новой книге писателя-земляка - Александра Морозова: «Дебальцево. Взгляд сквозь годы». Издана в .Донецке редакцией журнала «Донбасс». Она явилась приятным подарком к 135-летию города. И хорошо, что она вышла. Книга мемуарно-документального жанра, который после окончания Второй мировой войны всё больше и больше укрепляет свои позиции, став рупором объективного отражения того, что было в прошлом. «Книга Александра Морозова «Дебальцево. Взгляд сквозь годы», о земле и людях, о любви и ненависти, о всём том, что сделало Дикое Поле родиной миллионов. От чистого сердца поздравляю автора с книгой – она удалась. Хотелось бы только, чтобы её могли прочесть не только на Донбассе, но и в других регионах Украины» - написал во вступительном слове Председатель КЛУ. Дмитрий Васильевич Стус. Выполняя пожелания рецензента, презентации книги успешно прошли во Львове, Дрогобиче, Днепропетровске, Красноармейске, Роденском, Чернухино, Лисичанске, Макеевке, Донецке, Дзержинске, Дебальцево и других населённых пунктах. За короткий промежуток времени первый тираж разошёлся и автором уже сделана допечатка тиража. Обойти книгу молчанием и не отметить её достоинства нельзя: многообразна и удачно скомпонованная палитра писателя привлекает и зовёт читателя окунуться в интереснейший мир минувших поколений города и края. Литературная конструкция и содержание составлены в хронологической последовательности, что придаёт книге историческую целостность и логичность событий и фактов, имевших место: здесь и далёкое прошлое нашего края («Дикого поля»), перемещения различных народов и, наконец, непосредственное заселение, когда предками города был «брошен якорь», положивший начало рождению Дебальцево. Автором проделана огромная серьёзная исследовательская работа. Взять хотя бы главу «Дебальцево», где представлены в достаточном объёме документальный материал из архивов относительно возникновения названия города, что в прошлом вызывало споры и сомнения. Теперь поставлена точка. И спасибо автору за это. Очень интересен материал, повествующий о железнодорожном строительстве в нашем крае, когда после отмены крепостного права (1861 г.) на территории Донбасса бурно заклокотало промышленное развитие (угольное, металлургическое, химическое, машиностроение и др.), остро нуждавшиеся в железнодорожных магистралях. С географической и с экономической точек зрения, Дебальцево оказался на самом перекрёстке этих, тянущихся друг к другу, экономических составляющих Донбасса и Российской империи, и потому так бурно шло и развитие города. Для главы «Дорогою рожденный» автором найдены и помещены уникальные раритетные фотографии: красавец- вокзал, снимки объектов того времени, документы. Не остались без внимания революционные события 1905 и 1917 гг., Первая мировая и гражданская войны, забрызгавшие кровью планету и страну в неистребимой ярости противоборствующих сил, в классовой ненависти безжалостно убивавших друг друга. И хорошо, что ныне доминирует мысль о том, что на постсоветском пространстве и планете – лимит кровавых революций исчерпан: человечество, люди обладают достаточным разумом, чтобы демократически и гуманно решать возникающие в обществе проблемы на основе христианских заповедей, показавших не раз свою правомерность. И дальше, страница за страницей, автор высвечивает факты, когда в тяжелейших условиях тоталитарной системы народ залечивал раны войн, восстанавливал разрушенное хозяйство, и, как созидательная сила, создавал новое, неведомое миру социальное общество, индустриализируя страну. Повествование идёт, как в кинохронике, кадр за кадром, где непрерывной лентой проходят люди, события, как символы исторического хода, наполненного героикой труда и терпением в экспериментах общественной жизни и развитии народного хозяйства, коих было множество. Упоминаются победитель всесоюзного конкурса паровозных бригад машинист Т. Зоря, ставший «лучшим машинистом Советского Союза», машинисты М. Горяинов, А. Гончаров, В. Дубина и др. Помещена фотография «Почётного железнодорожника» М. Афониной. Повествуется и о других трудовых достижениях и победах на ещё пылающем революционном энтузиазме народа. Объективно выписана страшная страница страны в годы голодомора. Автор приводит примеры, ссылаясь на архивные документы, снимающие всякие сомнения относительно голодомора. Приводит автор в подтверждение и примеры «народного творчества» на обрушившуюся голодуху – содержание куплетов, распространявшихся в народной гуще. Не обошёл молчанием и черную полосу в довоенном времени – репрессии, когда Сталин в 1934 году, сразу после голодомора, ввёл закон, разрешающий ускоренную казнь обвиняемых в терроризме, а также репрессии 1937-1938 гг.,- тогда по всей стране были казнены почти 1 миллион граждан разных категорий. Автор, словно Нестор-летописец, спокойно, незаангажированно повествует правду и честно, не навязывая читателю нравоучения. Книга его, как родник, источает истину, родившуюся в непорочных истоках, без добавок и примесей, отпечатанных на страницах, и льющуюся каждой строкой навстречу, к вдумчивому читателю. Период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и послевоенное развитие, героика войны и труда, проявленные жителями города, не оставляют без внимания читателя: собран и представлен волнующий сгусток боевых подвигов советских воинов, немало фамилий дебальчан, сражавшихся на многих участках огромного советско-германского фронта, в партизанских отрядах, подпольных группах. Приведено немало конкретных боевых подвигов в разделе «Великая Отечественная война» и последующие «Дебальцевский бронепоезд», «Оборона Дебальцево» и другие с редкостным набором фотографий теперь уже далёкого военного времени. Широко представлена трудовая героика дебальчан-железнодорожников в годы войны так, и в послевоенное время, когда в условиях голодных 1946-1947 гг. и последующих лет труженики города восстанавливали железнодорожный транспорт, жилой фонд, школы, больницы. Таковы вкратце впечатления о книге, к которой придётся обращаться не раз, кому дороги пути-дороги наших предков, дедов-прадедов, заложивших первые камни города, и для нас, ныне живущих в нём. Её, с обилием фактического материала, многими уникальными фотографиями, с любовью к прошлому и настоящему города мог написать (и написал) человек, любящий его и являющийся его преданным патриотом. Нет сомнения в том, что она станет не только настольной книгой, но и своего рода компактным мини-музеем с духовными ценностями, которые будут подпитывать, бодрить, вызывать размышления. Автор не в один присест создал летопись: работа заняла 15 лет. Перелопачена огромная груда архивного материала, проведена кропотливейшая исследовательская деятельность. Книга удалась. И она уже работает. Анастас Кичик. Участник ВОВ, Лауреат литературной премии «Ветвь золотого каштана»
|