Родная земля, край мой родимый. Предыстория города.
| |
Пересічний | Дата: Воскресенье, 05.10.2014, 21:47 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 170
Репутация на сайте:
-143
Статус: Offline
|
Источник http://makeevdon.in.ua/index.p....2-01-37
Осенью 1721 года для обследования залежей руд и минералов в районах, расположенных по течению Дона и Северского Донца выехал талантливый рудознатец Григорий Григорьевич Капустин. 25 ноября он прибыл в казачью станицу Черкасск и приступил к обследованию берегов речки Кондручьей, впадающей справа в Северский Донец. В начале декабря 1721 года он открыл уголь недалеко от настоящего г. Шахты Ростовской области, а затем был найден уголь в урочище Скелеватом, в 30 км от г. Бахмута (г. Артемовска). В 1724 г близ Бахмута уже велась добыча угля, работало 150 шахтеров. Уголь шел в кузницы солеваренного завода.
После смерти Петра I в 1725 году горное ведомство почти на два десятилетия прекратило разведку каменного угля в Донбассе. Добыча угля в Бахмуте была прекращена. Промышленная добыча угля стала развиваться лишь в конце ХVIII века. В конце 90-х годов одновременно с сооружением Луганского литейного завода закладываются для его потребностей и первые казенные шахты. Вслед за этими казенными рудниками на территории нынешней Донецкой области возникают разработки частных предпринимателей - добычей угля начинают заниматься помещики и сидевшие на казенных землях государственные крестьяне и казаки. Так, в Бахмутском уезде, на дачах казенного села Зайцево, с 1800 по 1820 год крестьяне добывали уголь не только для нужд, но и для продажи. Немало крестьянских шахт, открытых еще до 1820 г., действовало в с. Александровке. На крестьянских шахтах Никито-Зайцевского месторождения Бахмутского уезда ежегодно добывалось 250 000 пудов угля. Способ добычи угля был крайне примитивным. Лопата, кайло, молоток, ручной ворот с веревкой и кошелка для подъема угля - вот и вся используемая при этом техника. Крестьянские шахты-дудки были не глубже 25 м. В конце 1830-х годов их годовая производительность равнялась 20000 пудов.
В 1837 г. уголь добывался в 13 местах нынешней Донецкой области - в районе Селидово, Щербиновки, Никитовки и др. Однако угледобыча была невелика и возрастала медленно. Если в 1839 году было добыто 855,4 тыс. пудов угля, то в 1850 году лишь немногим более 1 млн. пудов. В 60-е годы XIX в. закладываются первые капиталистические угольные шахты. Одной из них была Горловская (шахта "Кочегарка"), сооруженная в 1867 г. В 1871 г. здесь же была заложена "Корсунская копь №1", на которой в 1879 году работало более тысячи рабочих и было добыто 3,6 млн. пудов угля. В фонде Донецкого губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов имеется интересный документ "О познании Донецкого бассейна", раскрывающий перед нами имена первых исследователей каменноугольных богатств нашего края, продолживших славные начинания первопроходца Григория Григорьевича Капустина. В 1794 году князь Потемкин командировал для обследования Донецкого бассейна англичанина Гескойна, который нашел перспективы бассейна "блестящими". В 1829 году горный инженер Е.П. Ковалевский дал описание бассейна, охватившее площадь до 18 000 верст и снабженное первой геологической картой края, которая включала 25 месторождений угля. Впервые им употреблен термин "Донецкий кряж", прослежено направление этого кряжа, т.е. положены основы изучения тектоники Донецкого бассейна.
Крупным шагом вперед в деле исследования Донецкого бассейна в 1837 - 1839 годах явились труды горного инженера, профессора Парижской горной школы Ле-Пле. Изданная им в 1843 году в Париже книга явилась первым систематическим исследованием всего Донбасс, а геологическая карта, приложенная к ней, впервые охватила все поле сплошных обнажений каменноугольных отложений в Донецком бассейне. Палеонтологический материал, собранный экспедицией Ле-Пле, позволил ему сравнивать Донецкие каменноугольные отложения с аналогичными отложениями Западной Европы.
С 60-х годов XIX в. каменноугольная промышленность Донецкого бассейна в связи со строительством железных дорог начала быстро развиваться. Железные дороги были весьма крупным централизованным потребителем каменного угля. Но значение их для развития угольной промышленности этим не ограничивалось. Строительство железных дорог потребовало большого количества металла. А это порождало второго крупного потребителя угля - металлургическую промышленность. В 1869 году англичанин Джон Юз получил концессию на постройку завода, который способствовал превращению небольшого индустриального поселка в город. На 1868-1878 годы пришелся так называемый период "каменноугольной горячки". Наглядной иллюстрацией добычи угля в эти годы служат цифры из трудов П.И. Фомина: 1868 г. - 2 967 334 пудов, 1870 - 5 078 543 пудов, 1872 г. - 9 048 096, 1874 г. - 14 819 713 пудов, 1876 г. - 20 677 348 пудов, 1878 г. - 25 468 084 пудов. Как свидетельствуют документы, запасы угля в Донбассе начала ХХ века столь велики, "что с трудом поддаются усвоению и при правильном их использовании на много лет могут обслужить потребности всей отечественной промышленности".
З дурнем не посперечаєшся.
Сообщение отредактировал Пересічний - Вторник, 07.10.2014, 13:14 |
|
| |
Пересічний | Дата: Суббота, 11.10.2014, 16:53 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 170
Репутация на сайте:
-143
Статус: Offline
|
Источник http://debaltsevo-rada.dn.ua/index.php/misto/19-misto/istoriia-mista
Дебальцево... С этим словом в воображении встают яркие огни сортировочной станции, вокзальная суета, гудки тепловозов и электровозов. Они будоражат душу, зовут вдаль.
Каждый город начинается с первого колышка, первой палатки. Дебальцево - город, у которого свое неповторимое прошлое, волнующее беспокойное сегодня.
Возраст города невелик. У него нет за плечами многовековой истории. На его землях не строили крепостей и острогов, не добывали руду и уголь.
У Дебальцево свое предназначение, своя история.
Началась она в декабре 1878 года с открытием движения на Донецкой каменноугольной железной дороге с маленького поселка у железнодорожной станции.
Середина XIX века... Дикая степь Донецкого края, пересеченная оврагами да каменистыми косогорами. Изредка встречаются заводи, заросшие камышом, богатые дичью.
Поселения на этой земле были известны уже в
XVIII в. Об этом свидетельствуют остатки разрушенной церкви святого Ильи в селе Ильинка, с судьбой которого неразрывно связана история Дебальцево.
Документы российского государственного архива древних актов свидетельствуют о том, что в соответствии с переписью Екатеринославского наместничества 1785 года владельцем села Ильинки был коллежский асессор Илья Николаевич Дебальцов.
В 1767 году он окончил Московский университет и был определен в «комиссию о состоянии законов». Государственную службу закончил статским советником в 1797 году и был «награжден чином святого советника от службы».
Имел пятеро детей: сыновья - Андриан Ильич, капитан лейб-гвардии, и Николай Ильич, поручик, дочери - Наталья, Анна, Елисавета.
Пожалованный за усердную службу землями в Донецком крае, он переселил в район Ильинки крепостных крестьян из своих Усманских имений в Воронежской губернии. В 1785 году в селе насчитывалось уже 320 чел.
Когда началась промышленная разработка земель Донецкого края, Дебальцов, боясь, что его земли захватят предприниматели, переселил часть крестьян на северные границы своих владений. Вблизи от церкви облюбовал место для усадьбы. Рядом с р. Булавинкой посадил большой фруктовый сад.
Вот тогда у села и появилось второе название - Дебальцовка. А в документах, в необходимых случаях, к основному названию селения - Ильинка - в скобках добавлялось - Дебальцево.
Первое упоминание о Дебальцево встречается в издании министерства внутренних дел России в 1859 году. Тоща в селении насчитывалось 817 жителей.
Быстрое развитие капитализма в России, начавшееся после отмены крепостного права, интересы внутренней и внешней торговли послужили толчком к ускорению железнодорожного строительства. Возникающие в Донецком крае рудники, заводы и шахты требовали надежных связей с центром страны и морскими портами.
Построенная за короткий срок (май 1868 - январь 1870 гг.) Курско-Харьковско-Азовская железная дорога была крупной по масштабам того времени и сыграла важную роль в развитии экономики Донбасса. Однако, построенная наспех, она не удовлетворяла растущие потребности в перевозках. Не решила всех проблем и вступившая в строй в марте 1872 года Константиновская дорога, связавшая комплекс предприятий Юза.
В мае 1873 года Министерство путей сообщения разработало обширный план строительства новых дорог в Донецком бассейне. После долгих проволочек в апреле 1875 года Правительство приняло решение о строительстве Донецкой каменноугольной железной дороги.
В первую очередь планировалось построить линию Зверево-Криничная и подключить ее к Курско- Харьково-Азовской дороге у станции Никитовка. По территориальному положению, которое являлось законом в тот период времени, станция от станции располагалась на расстоянии 25 верст. В силу этого положения место остановки поездов определялось недалеко от селения Ильинки (Дебальцево). На топографических картах будущая железнодорожная станция была обозначена как Дебальцево.
В справочнике «По Екатерининской железной дороге» (вып. 2, Екатеринослав, 1912 г., стр. 184) значится: «...станция получила свое название от находящегося к югу от нее, верстах в пяти, села Ильинки (иначе Дебальцево).
Она была построена в степи на землях, купленных акционерным обществом у потомственного дворянина И.С. Мазаракия, нового хозяина Ильинки.
К тому времени уже не было в живых ни Ильи Николаевича Дебальцова (1835г.), ни его сыновей Андриана (1844 г.) и Николая (1854 г.) После смерти братьев родовая недвижимость перешла к их сестрам.
Продав земли помещику И.С. Мазаракия, сестры переехали в г. Санкт-Петербург. Наталья Дебальцова пожертвовала долю наследства на реставрацию церкви св. Ильи в селе Ильинка.
Обладателем концессии на строительство железной дороги стал богатый русский промышленник С.И. Мамонтов, организовавший акционерное общество. Савва Мамонтов не был тщеславным. Он не мечтал о том, что о нем вспомнят спустя столетия. Им владела другая страсть - корысть.
Гонимые нуждой и голодом, потянулись на стройку безземельные крестьяне из Орловской, Рязанской, Харьковской, Полтавской и других губерний России. Другие шли по принуждению - под конвоем - на трассу будущей дороги этапным порядком было доставлено из тюрем несколько арестантских рот. «Вольного» крестьянина трудно было отличить от арестанта - работать и жить им приходилось в одинаково каторжных условиях.
1 декабря 1878 года по магистрали прошли первые поезда. Главная линия дороги проходила по центру Донецкого кряжа.
Из 38 железнодорожных станций дороги основной сортировочной станцией являлась Дебальцево, расположившаяся на самой вершине кряжа и работавшая на четыре направления: Дебальцево-Никитовка, Дебальце- во- Попасная, Дебальцево - Зверево, Дебальцево - Луганск. Ее пути протянулись на 4,5 тыс. саженей для приема и отправления грузовых и пассажирских поездов.
В 1878 году на месте нынешнего здания бытового корпуса локомотивного депо-пассажирское было построено временное деревянное сооружение вокзала.
Каменное здание вокзала сооружалось по индивидуальному проекту и отличалось оригинальностью конструкций и неповторимостью архитектурных форм. Его строительство закончилось в 1893 году. Предположительно автором проекта бал архитектор Ю. Цауне.
Рядом со станцией вырос поселок. Первыми его поселенцами были строители железной дороги, раскрепощенные крестьяне. Поселок получил название от железнодорожной станции - Дебальцево.
Земля, расположенная около станции, покупается у владельца Ильинки и перепродается рабочим дороги отдельными участками. На запад и на восток от железнодорожного полотна потянулись первые улицы - Главная, Вокзальная, Большая, на которых строились кирпичные и каменные жилые дома. Рядом с Вокзальной улицей начиналась базарная площадь.
По данным всероссийской переписи, население Дебальцево в 1897 году составляло 2048 человек.
На станции Дебальцево было построено депо первого класса с двумя каменными сараями со стойлами на 32 паровоза и средние ремонтные мастерские.
В 1893 году станция с примыкающими к ней линиями была принята в казну и присоединена к Екатерининской железной дороге. До 1901 года она передавалась обществу Юго-Восточных железных дорог, а потом снова была присоединена к Екатерининской ж.д. В то время станция располагала 25 верстами путей, чего было совершенно недостаточно для тех 1362 вагонов, перерабатываемых в сутки. Таким образом, возник вопрос о переустройстве Дебальцевского узла, которое началось в 1905 году.
Великий русский писатель А.П. Чехов много времени путешествовал по Донецкому краю, что помогло ему сделать интересные яркие зарисовки. Здание вокзала станции Дебальцево представилось его взору островком в бескрайней степи. Но уже тогда станция заявила о себе серьезно. Стальные пути, пересекающиеся в Дебальцево, стремительно меняли жизнь Российской империи, они же положили начало городу.
«Центральный шарик - это станция Дебальцево, - писал родным Антон Павлович, изобразив в письме небольшую схему - Остальные шарики это всяческие Бахмуты, Изюмы, Лисичански, Лугански и прочие».
Бурно развивался Дебальцевский железнодорожный узел, а вместе с ним и поселок. Имена дебальцев- ских железнодорожников их дела и творческие свершения были известны далеко за пределами Донбасса.
Многовековая традиция народа - утверждать добро своим трудом ярко расцвела здесь еще в начале прошлого века и была впоследствии многократно приумножена.
Последователи А.Стаханова - железнодорожники Петр Аладин, Кирилл Краснов, Николай Водваждо, Артем Москвич, Василий Кнышов в годы первых пятилеток первыми в Дебальцево достигли высокой продуктивности и высокой культуры труда.
Сколько их было, таких имен! Великих и незабываемых. А жизнь течет - бурная и полнокровная.
В течение своего развития и становления город переживал разные периоды. Это были и черные годы войны, фашистской оккупации. Дебальчане, в общем строю защитников Отечества, не просто способны были выстоять в битве с лютым врагом, но проявляли беспримерный героизм и мужество. Это Петр Комлечков и Кирилл Середа, Михаил Бородин и Михаил Петрунов- ский, Виталий Мокроусов и Николай Щербина - всех не перечислить.
В венок славы, чести и доблести Дебальцево вплетали яркие ленты машиностроители, железнодорожники, автодорожники, домохозяйки.
Сразу после освобождения все, кто остался в живых, взялись за возрождение хозяйства родного города. На пятые сутки на станции возобновилось движение поездов. В течение недели начали работать городская и железнодорожная больницы. Уже в сентябре 1943 г. на машиностроительном заводе заработал первый собранный токарный станок. А домохозяйки приносили работающим из дому горячую пищу.
Неимоверный объём работ. Но город поднялся на ноги, расправил плечи. И главное - на смену первым энтузиастам, новаторам пришла целая плеяда последователей, преданных делу, влюблённых в родной город: Г. Калужин, А. Плещеев, Г. Вахнов, Н. Брыкалов А. Позняков, А. Сытник, Г. Вакула. Дальше - было интенсивное строительство Мироновской ТЭС,
Пафос творческого труда, новаторства, ударничества господствовал на стройплощадках одной из крупнейших электростанций Европы Углегорской ГРЭС. Её сооружение завершилось в декабре 1977 г.
Дебальцево... Листая страницы твоей истории, как- то забываешь, что на календаре XXI век.
В этом нет ничего удивительного. Лицо города постоянно менялось, обновлялось.
Вот и сейчас появились оригинальные застройки магазинов-киосков. Особенность нынешнего времени - новая Свято-Александро-Невская церковь. А наш красавец железнодорожный вокзал, реставрированный за последние годы!
Качественные изменения произошли на предприятиях железнодорожного транспорта. Нельзя не сказать о новых предприятиях, появившихся на территории города.
Главным богатством города всегда были его люди. Ведь все, чем богат наш Дебальцево, чем он известен в области и в Украине стало возможным благодаря неутомимым рукам его жителей.
Эго он, наш Дебальцево, вдохновлял на творчество наших земляков - мастеров пера и кисти, композиторов и музыкантов, строителей и железнодорожников, учителей и врачей. Неугасимая жажда творчества вывела их на широкую дорогу И сейчас они плодотворно трудятся на ниве современной науки и культуры, здравоохранения и образования, экономики и промышленного производства.
З дурнем не посперечаєшся.
|
|
| |
|