Когда война добралась до Дебальцево, семья Зверховских не раз буквально жила в подвале своего дома.
Маленькой Маше из неподконтрольного украинским властям донбасского городка Дебальцево — всего пять лет. Ей вместе с мамой уже пришлось стать вынужденной переселенкой, поскольку именно в ее городке разворачивались самые тяжелые и страшные бои. Сейчас она в подконтрольном Украине Артемовске, и, по словам ее мамы, возвращаться обратно они вряд ли будут. В Артемовске есть детский сад для таких детей, как Маша, а в школах специально для них созданы микроклассы. Маша — аутист, но этот диагноз не приговор.
ОСОБЕННАЯ ДОЧЬ. Когда Маше исполнился год, она вдруг стала замкнутой, раздражительной, у нее ухудшилась реакция. "Кроме того, мы не особо обращали внимание на то, как Маша произносит звуки. Нам казалось нормальным, что маленький ребенок неправильно и невнятно произносит слова. В два года, когда речь не изменилась, мы уже встревожились, и обратились к специалистам. Местные педиатры успокаивали, что ребенок научится сам говорить в свое время, но я взяла направление в детскую областную больницу в Донецке. Оттуда нас отправили к психиатрам, которые и поставили диагноз "аутизм", — рассказала мама Маши Екатерина Зверховская. — Но до трех лет деткам такого диагноза не ставят. Мы взяли справочку для детского сада, поскольку поняли, что ходить туда не будем, раз дочка у нас особенная".
А потом на Донбасс пришла война. Однако даже под звуки выстрелов, на свой страх и риск, Екатерина с дочкой ездили из Дебальцево в Донецк — а это, между прочим, путь в 65 километров, на котором уже появились блокпосты и многочисленные проверяющие, — проходили обследование у специалистов. Когда война добралась до Дебальцево, семья Зверховских не раз буквально жила в подвале своего дома, потому что выйти наверх означало мгновенно угодить под осколки взрывающихся снарядов. Снаряды летали и днем и ночью. "Самое страшное было, когда нас "утюжили" зимой. Потом, когда все стихло, мы перебрались в Артемовск. Правда, папу нашего пришлось оставить в Дебальцево, там у него работа есть", — говорит Екатерина.
ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ. В Артемовске врачи быстро подтвердили диагноз Маши и дали направление в специализированный детский сад, куда Маша ходит уже более года. Для выпускников этого детсада в школе создан такой же специальный микрокласс, в котором учитель умеет обращаться с маленькими аутистами. Тогда же, год назад, Маша начала принимать нужные лекарства. "Дома врачи нам вообще ничего не прописывали. Если бы я знала, я бы раньше начала давать Маше эти препараты. Эффект появился после первого же приема — дочка стала спокойнее, адекватнее, сконцентрированнее. Начала повторять целые фразы из мультфильмов или из наших разговоров, — отметила Екатерина. — Но лекарства очень дорогие! Помог счастливый случай: знакомые увидели по телевидению сюжет о том, что Гуманитарный штаб Рината Ахметова помогает таким детям, как Маша. Я отослала заявку, ее одобрили, и мы получили нужные лекарства. Курс лечения мы не прерывали, результат налицо!"