Вместе с нею этот шаг сделают пункты базирования службы «103» Светлодарска и посёлка Мироновский. Но это вовсе не значит, что все свои проблемные особенности «скорая» большого Дебальцева оставит в дореформенном прошлом.
В роддом везут за 45 километров
Каждый из нас не нарадуется возможности пользоваться мобильными телефонами. Но стоит в этих скромных населённых пунктах, прибегнув к сотовой связи, вызвать «скорую», ненароком попадёшь в Горловку, Артёмовск и вообще куда угодно. Дежурные, если их не смущает название улицы, принимают вызов, а потом медики, теряя драгоценное время, едут не по адресу. Когда на Углегорской ТЭС в марте произошла крупная авария, связь «легла», телефоны умолкли, и у руководителя в течение двух часов не было контакта с бригадами, которые выехали на место ЧП. Радиосвязь, конечно, не в пример надёжнее, но государство вряд ли будет её развивать: трудоёмко и дорого. Считается, что неразбериха на линии уйдёт вместе с рождением единого диспетчерского пункта, но это пока в перспективе.
- Нам необходима доступная связь, чтобы человек с любого телефона мог выйти на диспетчера. С него начинается вся наша работа, и, как правило, основные претензии всюду возникают именно на этом этапе, - говорит врач неотложных состояний, заведующий подстанцией Дебальцева Сергей Бондарев. - Здесь был бы незаменим архиватор речи, но в наших условиях это, видимо, из категории несбыточного. И как проконтролировать диспетчера, если в Мироновке медики сами купили мобильный телефон и сообщили жителям посёлка его номер. Так и связываются.
Но вот вызов принят, и машина, допустим, везёт пациента в отделение травматологии в Дебальцево. Полчаса туда, столько же обратно, а город энергетиков или посёлок, где прописано по одной бригаде, на это время остаются вообще без «скорой». То же происходит, если дебальцевский экипаж транспортирует больного в инфекционное или неврологическое отделение Светлодарска. (В Дебальцеве вообще-то три машины, но из-за своего «убитого» состояния и нехватки медиков они никогда одновременно не дежурят). Поэтому куда поехал спасительный автомобиль и как проконтролировать, обоснована ли столь долгая его отлучка при расстоянии в 27 километров только в одну сторону, руководителю неведомо. И дай бог, чтобы в населенном пункте, оставшемся без «неотложки» на длительное время, не произошло ДТП и не потребовалась экстренная помощь.
Однако местные переезды, по мнению опытных работников, - это ещё полбеды. А рожениц с патологией транспортируют за 45 километров в Горловку, психбольных госпитализируют в Ждановке, что тоже не ближний свет. Причём в Енакиеве, которое расположено на полпути, есть и роддом, и психбольница, но кареты «скорой» проезжают мимо них. Горсовету Дебальцева вообще-то всё равно, какому соседу в белом халате перечислять средства за лечение своих больных: он действует согласно заключенным договорам. Но, похоже, и чиновникам от медицины тоже всё равно, сколько «скорые» расходуют времени и бензина на дальние иногородние поездки. Бюджетные деньги - не свои.
Машины хронически больны
Да и какой транспорт выдержит неоправданное наматывание километров по нашим дорогам?! Четыре машины с меткой «103» откатали по два и более сроков, имеют 100-процентный износ. Старший водитель Виктор Рева на медицинских колёсах с 1980 года. 6 июня ушёл в отпуск, но отпускные до сих пор не получил, зато мы с ним душевно поговорили о техническом оснащении.
- Резина на наших дорогах «горит», постоянно выходит из строя ходовая часть, барахлит электроника, движки изношены, надо долить масло, значит, иди в магазин. Многие запчасти водители покупают из своей зарплаты, и 30 тысяч гривен, которые нам выделили на эти нужды, для нас копейки. Прошлым летом по пилотному проекту получили новую, специально оборудованную машину «Пежо». На линию она вышла только зимой, а сейчас стараемся лишний раз не выводить её из гаража, - рассказывает Виктор Петрович. - В ней надо менять масло через 20 тысяч километров пробега. Мы уже на грани, а качественного масла нет, и денег на него тоже нет. У нас есть «ГАЗель» 2007-го года. Ей нужен был 92-й бензин, а по тендеру нам покупали более дешёвый 80-й. Это её угробило.
Легка на помине, дребезжа, у крыльца тормозит изъеденная ржавчиной машина. Водитель Дмитрий Панькин с горечью перечисляет её хвори. Ходовая часть разбита полностью, амортизация нулевая. Пострадавшего в тяжёлом состоянии с переломами в пути растрясёт. Заводится не всегда, приходится толкать.
Из дверей, которые разве что не отпадают, появляется фельдшерская бригада. Давние сотрудницы «скорой», они привыкли к убогому оснащению своей работы. Чемоданчик с тонометром и медикаментами первой необходимости - их главный рабочий инструмент, а в остальном… Допотопные носилки (брезент и две трубы), облезлые костыли, ведро для рвотных масс, скамейка, чтобы пожилые люди могли войти в машину. Недавно, правда, получили дефибрилляторы на каждую бригаду, а вот исправный электрокардиограф- один на три населённых пункта. Особая гордость подстанции - гибкие плащ-носилки, на которых удобно перемещать пациента по этажам. Но когда это требуется, водитель бежит к… магазину, где ему с трудом удаётся найти «тягловую силу». А если это ночь, а если частный сектор, а если народ немощный и несговорчивый?
Вернулась бригада с выезда - а «на базе» её встречают помещения с сильно протёкшими потолками. Диспетчерскую, водительскую, провизорную в дожди заливает так, что и проводку может замкнуть.
В глубинку должны идти серьёзные ресурсы
Мэр Дебальцева Владимир ПРОЦЕНКО: - Радует, что жалоб от населения на работу «скорой» не поступало, но проблемы, конечно, есть. Мы подумаем с горздравотделом, как заключить договоры на обслуживание наших жителей в более близких больницах Енакиева. Но я уверен: при любой реформе малые города не должны получать сверху деньги и технику по остаточному принципу. Если на уровне области и государства пересмотреть эту практику, наши люди увидят современное оснащение медицины не только по телевизору.
Ирина Коженцова. Фото автора. Донбасс.
На фото: заведующий подстанцией Сергей Бондарев и диспетчер Валентина Бруяко принимают вызовы по старинке.
|