Диспетчер подстанции скорой помощи отказал в выезде дежурной бригады? А сама помощь, с учетом времени между звонком на 103 и прибытием на место, и не скорая вовсе? И можем ли мы надеяться на эту службу в экстренной ситуации, когда вопрос жизни и смерти измеряется секундами? Эти вопросы мы задали заведующему подстанцией скорой медицинской помощи Павлу Смыцкому.
- Павел Иванович, почему людям отказывают в скорой помощи? - Если такие случаи есть, то надо разбираться по каждому конкретному из них. Согласно Закону Украины «Об экстренной медицинской помощи», диспетчер дифференцирует вызовы. Существует утвержденный Министерством здравоохранения опросник, позволяющий квалифицировать ситуацию. Экстренный вызов, неотложный, отсроченный. Бывает, вызывают «скорую» при ОРЗ, причем на 2-3 день болезни.
- Но разве по телефону можно установить диагноз? - Нет, конечно, но в экстренных случаях, когда речь идет об инсультах или пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, приоритетность понятна. Набирая 103, человек должен четко назвать фамилию, имя, отчество, адрес, возраст и сообщить жалобы. А также – является ли пациент инвалидом, принимал и, если да, то какие препараты, а также – рассказать об эффективности их воздействия. Кроме того, назвать свой номер телефона, по которому можно было бы с ним связаться. Ведь случается в дороге всякое. И, чтобы в случае задержки бригады, можно было бы сообщить тому, кто ее ждет.
- Правда, что будущих мам вы теперь не отвозите в больницу? - При плановых родах – нет, но в экстренных случаях доставляем, правда, только в родильный дом Енакиево. Но многие вызовы в целом касаются компетенции семейных врачей, то есть проблема первичного звена - в отсутствии информированности пациентов. Например, поступил вызов, жалобы на температуру под сорок, приезжает Скорая, температура снизилась до 37-ми: я принял аспирин и т.д. Но специализированная бригада, а в ее состав входят врач, фельдшер и медсестра, это время могла потратить на более срочный вызов. Понятно, что здесь и несовершенство законодательства в процессе реформирования медицины, но на острие проблемы – остаемся как раз мы. Однако, считаю странным, когда пациент набирает 103, чтобы получить консультацию. Мы не назначаем лечение – это задача другой службы, мы оказываем срочную медицинскую помощь. Для того, чтобы получить рекомендацию, – есть семейный врач, номер телефона которого должен быть у пациента. К тому же, Скорая не выезжает, если человек нетрезв, конечно, при условии, что состояние не осложнено.
- Дебальчане жалуются на то, что бригаду приходится долго ждать. - Раньше с момента вызова и до прибытия Скорой к пациенту было установлено время – 10 минут, сегодня стандарты отменили. Ведь все зависит от географии. Например, такие города, как Дебальцево, где расстояние между населенными пунктами 20 км, никак не могли попадать в лимит. Плюс – известное состояние дорог. Еще одной причиной так называемой задержки может быть оказание помощи по другому адресу.
- Сколько бригад работает в городе? - Всего четыре: две – в Дебальцево и по одной – в Мироновском и Светлодарске. Из четырех автомобилей один условно новый – ему пять лет, другим – от 15 до 17-ти. Согласно закону, в сельской местности машины должны меняться после трех лет эксплуатации, в городской – после пяти. Так что еще одной причиной задержки могут быть технические проблемы, автомобили ведь работают круглосуточно.
- Штат полный? - Врачей - укомплектован на 75%, фельдшеров – на 86%. Не хватает, потому что работа – не позавидуешь. Дежурство сутками в экстремальных ситуациях: наболевшее на всю медицину многие пациенты выплескивают врачу Скорой. Приходится рисковать – то пьяная драка в кафе, то психологический прессинг родственников, эмоциональная восприимчивость – смерти, травмы. И при всем этом надо спасать жизнь. Работают не биороботы и на мизерную зарплату. А ведь надо еще покупать специальную литературу, чтобы развиваться. Все эти факторы и привели к тому, что молодые врачи не хотят к нам приходить, а большинство сегодня здесь – пенсионеры.
- Самое сложное в работе врача скорой помощи? - Постоянный риск попасть под хамство, угрозы и т.д. На прошлой неделе вызвали Скорую в один из домов по ул. Крупской. Бабушка 1924 года рождения упала во дворе. Рядом стоит немелкий сын и, обращаясь к врачу, женщине, кстати, требует: «Давай сюда своих санитаров! Пусть поднимают!!». У него видете ли, геморрой, а жена не может. Объяснять мужчине, что санитаров нет, бесполезно, как и советовать в подобном случае обращаться к МЧС-никам. Занесли бедную женщину в холодную кухню, оказали помощь, получили массу оскорблений, а вслед еще и угрозу: «Я на вас буду жаловаться!». А между прочим, работники скорой помощи при выполнении служебных обязанностей приравнены к МЧС – никам и милиции. И хочу посоветовать желающим оскорбить, нахамить- вести себя в рамках закона и приличия. Ни один случай неадекватного отношения к бригаде не будет прощен. А грозит за это административное и даже уголовное наказание.
- Павел Иванович, чтобы в заключение Вы пожелали жителям? - В первую очередь - не вызывать без основания Скорую помощь. Мы просчитываем сегодня себестоимость выезда, и в случае не подтвержденного проблемой вызова намерены предъявлять счет. Не звонить на подстанцию по поводу консультации, сегодня лечение назначают даже фармацевты, но это не их и не наша компетенция. И еще, пользуясь случаем, хочу обратиться к небезразличным, тем что иногда звонят: «человек лежит на улице». На просьбу подойти к нему, чтобы убедиться, - жив, не бросайте трубку. Ведь бывает, что именно элементарная посторонняя помощь спасет жизнь. Вы не представляете, сколько умирает людей до приезда бригады только из-за того, что случайный прохожий не оказал элементарную помощь. А также - всем оставаться здоровыми, оптимистическими и толерантными.
Валентина Покорчак
|